Философский и практический Трактат
о том, как создавать современную музыку. Прежде, чем лезть в Cubase или в какую другую программу для создания музыки, необходимо пройти, так сказать «курс молодого бойца», то есть понять, как это делать с точки зрения теории и философии музыки.
Первое правило, которое необходимо усвоить начинающему композитору - «Будь отрешенным от любой партии или мелодии, которую ты кропотливо создавал своими руками, головой или, простите за откровенность, задним местом» – необходимо быть готовым отказаться от любой, мешающей общей музыке партии. Не дайте себе заразиться болезнью самомнения, где появляется гордыня, там исчезает творчество. Другими словами оставляй то, что звучит, а не то, на что потратил кучу времени.
Правило второе – «Музыка – это Музыка и еще раз Музыка». Это правило только для бывшего «Великого Социалистического Лагеря», у Западных буржуев это правило в крови и в генах, они давно поняли, что чем лучше музыка, тем больше долларов в кармане. Совок играл бесплатно, так сказать для товарищей…, пел тоже про товарищей…, и музыка не считалась музыкой, если в ней не было товарищей… Необходимо избавиться от СовДэповского мышления – сначала делаем слова, затем на слова делаем мелодию, и затем всю енту гениальную «каку» аранжируем. Так делают то, что мы сегодня называем «Совок». Фирменная музыка и фирменная аранжировка основаны на законах музыки, а не на законах стихосложения. Обычно, стихи имеют стандартную, ритмически одинаковую основу, что сильно ограничивает музыканта при создании мелодии и аранжировки на заранее выбранные слова. Это не означает, что к тексту нужно подходить легкомысленно. С текстом необходимо работать также тщательно, как и с музыкой. И вообще, все нужно делать тщательно. Ежли возникают сложности с оформлением слов под мелодию, то предварительно иметь какую-то рифмованную основу не помешает. А затем можно подогнать ее под мелодию, хорошо звучащую с музыкальной точки зрения. Но необходимо всегда помнить, что мы делаем музыку.
главный источник информации в современном мире - телевидение.
один из представителей музыкального телевидения - канал MTV
Музыкальное телевидение
Правило третье – «будь готов всю какофонию, тобою созданную, отдать в жестокие руки толкового звукорежиссера», постарайся донести до него все гениальное, что есть в данной теме, и будь готов, что в конечном варианте, скорее всего ты услышишь совсем не то, чего ожидал. Кстати, звукорежиссеру чаще более заметны ошибки музыканта – по частотам, по нагромождению аранжировки и т.д. Это происходит потому, что он менее привязан к Вашему творению небесному, а также, если говорить о звукорежиссуре, то в сведении есть свои правила, которыми пользуется звукорежиссер, и которые иногда идут вразрез с мышлением музыканта, делающего аранжировку. Музыкант, создавая музыку, привыкает к несведенному звучанию и мыслит музыкальными партиями, его мало интересует прозрачность аранжировки, частотная захламленность ит.д., потому что обычно он даже понятия не имеет, какая получится музыка. Звукорежиссера же больше интересует именно профессионализм сведения и мастеринга. Именно поэтому лучше, чтобы сведением и мастерингом занимался профессиональный звукорежиссер, а не сам музыкант.
Правило четвертое – «Не придумывай колесо», оно уже придумано. Музыка всегда изменяется и переплетается, в соответствии с тем, насколько меняется и переплетается менталитет людей в нынешний информационный век. Необходимо усвоить, что музыка достаточно хорошо изучена, намного более толковыми ребятами, чем мы - ныне живущие. Поэтому желательно получить мало-мальски, хоть какое-то музыкальное образование, для понимания самой природы музыки.
У Иоганна Себастьяна Баха однажды спросили: «Послушайте, Иоганн, как это вы вот так можете? Сразу всеми пальцами, да сразу столько мелодий …?». Бах ответил: «О, это очень просто, любой сможет. Единственно, что для этого нужно научиться, это нажимать нужную клавишу в нужное время, а орган – он в принципе механический, сам будет играть».
В своей жизни я встречал, множество действительно толковых музыкантов, с хорошим творческим мышлением. Но мало из них, кто что-то серьезное сотворил. Причина банальна – они ждали, когда им с небес откровение привалит, но этого не происходит, и они заканчивают свою музыкальную карьеру, в лучшем случае в кабаках, в худшем на сталелитейном заводе. Поэтому необходимо постоянно обучаться, снимать великих и при этом не «звездануться», то есть- не привязываться к рук своему творению, и видеть врага в каждом, кто не восхищен той кучей звука, что Вы намешали.
Правило пятое – «Ориентируйся только на лучшие мировые образцы». Никогда не слушай, не делай и не играй ерунду. Слушай насколько возможно больше и чаще фирменную музыку, и слушай ее не только ушами, но и умом.
Это проблема многих музыкантов, выросших во времена железного занавеса. Поскольку не было доступа к музыке и музыкальной информации, а также полное отсутствие хороших учителей профессионалов, многие что слышали, то и снимали. Другими словами воспитались на совке. Это сказывается сегодня, когда доступ уже есть, а в мозгах большая куча прослушанной бездарной музыки, и фирменное начало незаметно переплетается с откровенной безвкусицей. Это, конечно же, касается далеко не всех, даже при железном занавесе было достаточно талантливой музыки и музыкантов.
Правило шестое – «Слушай свое творение ушами других людей». Часто из уст непризнанных ленивых и потому бездарных можно услышать слова: «Какая мне разница, что все говорят, я для себя играю, так сказать для души своей…». Существует два принципа: жить от себя и жить на себя. Так вот жизнь в музыке - это всегда от себя. Старайтесь делать такую музыку, чтобы нравилась не только Вам, но и как можно большему количеству не знающих Вас людей. Нужно уметь отвечать на вопрос: «Почему альбомы «Биттлз» покупали, покупают, и будут покупать? Почему «Пинк Флойд»в течение 30 лет занимают в хит-парадах первые места? Чем цепляют людей такие группы как «Рамштайн», «Бони Тайлэр», «Линкин Парк», «Евенесенс», «Енигма»,«Еминем», «Аврил Лавин», «Мадонна», «Абба» и т.д.?». Список великих бесконечен. Ответы на эти вопросы дадут Вам такое количество музыкальных идей, Вам хватит их на несколько жизней. Даже сможете ими поделиться с кем-нибудь и заработать на этом. Но упаси Вас Господь от размышлений на тему Филиппа Киркорова или Витаса, и им подобных. Дорожите своим временем, не растрачивайте его впустую.
некий музыкальный инструмент
Седьмое правило – «Искусство ревниво и требует, чтобы ему отдавались полностью». Находите и коллекционируйте звуки и идеи. Одной из характеристик современной музыки является современное звучание. К каждой теме нужно очень тщательно подбирать звуки, даже если на это уйдет день, два, три и даже неделя, поэтому крайне необходимо иметь хорошую библиотеку современных звуков. Конечно, это упирается в техническую грамотность и дорогостоящее оборудование, но если мы желаем современного звука, то необходима современная техника.
Также всегда хорошо иметь при себе диктофон, либо нотную тетрадь, если Вы владеете нотной грамотой, для сохранения идей, мы склонны забывать, и иногда бывает обидно забыть хорошую идею. Знаменитый анекдот:
Пациент: Доктор, у меня провалы в памяти.
Доктор: И как давно это у вас?
Пациент: Что давно?
Доктор: Ну, провалы...!
Пациент: Какие провалы?
Идея может прийти на улице, просто Вы проходили где-нибудь и услышали отрывок музыки…, или просто представили себе: «Как бы звучала эта темав другом темпе»?
Нужно сразу же скинуть ее либо в нотную тетрадь, либо в диктофон, либо в комп, либо записать на бумажку, а бумажку засунуть в кошелёчек, кошелёчек засунуть в коробочку, а коробочку засунуть в сумочку, а сумочку засунуть в сундучок, а сундучок отнести домой, и отдать на сохранение маме, дабы злые и завистливые соперники - музыканты не украли Вашу божественную и гениальную идею, и не использовали ее во зло человечеству. Медитируйте, медитируйте и ещё раз медитируйте на джаз-, фолк-, рок-, поп-, жоп-…, или еще какую музыку, на щебет птиц, на уличные звуки, на вибрации машин, на возгласы и крики детей, все это музыка, которую можно оформить и представить таким образом, чтобы все ощутили всю прелесть человеческой жизни, для этого, собственно и нужна музыка, и этим она и разнообразна. Если Вы решили делать действительно что-то серьезное, необходимо полностью погружаться в музыку, нужно достичь максимального профессионализма и пытаться делать музыку интересной для слушателя.
Людвиг ван Бетховен ->
Людвиг ван Бетховен
А теперь для тех, кто терпеливо выслушал весь этот философский бред и все ещё не потерял желание делать музыку, более практическое советы и правила:
Правило восьмое – «Мелодия должна шагать». Чтобы понять это правило, послушайте любую фирменную тему любой фирменной команды, и постарайтесь определить шаг ее мелодии. Если говорить для прапорщиков и лиц, проживающих на крайнем севере, то шаг это сильные доли мелодии, повторяющиеся через равные промежутки времени. Этот момент помогает слушателю ощущать течение музыки, и подводить мелодию к кульминации. Хотя музыка такова, что в ней может существовать 10000000000… огромное количество исключений, но мелодия должна шагать, если мы говорим о современном раскладе.
Не знаю, насколько доступно объяснил ентот момент, но уж как смог. Конечно же, всегда легче показать в «натуре». То же самое касается и аранжировки, она должна помогать мелодии в её шаговом движении.
Правило девятое – «Чем дольше жизненный цикл мелодии, тем дольше она будет оставаться в сердцах ваших поклонников». Если конечно, она действительно что-то серьезное из себя представляет. Конечно же, она должна иметь вступительную часть, развитие, какой-то пик эмоций, и естественно, каки все что имеет начало, должно иметь и конец. Это один из секретов, почему люди до сих пор слушают битлов – обратите внимание на длину их мелодий.
Правило десятое (наверное, самое трудное) – «Досконально изучите понятие гармония».
Существует десятки книг по этой сложнейшей теме, конечно же, для совка можно обойтись тоникой, доминантой и субдоминантой. Я не буду здесь печатать все эти книги, их можно найти в любой библиотеке или в музыкальных училищах, институтах Искусств, у соседа пианиста, а также можно написать письмо г-ну Путину, поделиться с ним своими творческими планами, и между делом попросить его выслать вам на ваш адрес (адрес, для удобства прочтения, писать прописными буквами) аппаратуру «Маршалл»(120 кВт) и книгу «Гармония»,автора любого. Это знание поможет составлять вторые, третьи…, десятые голоса, а также в аранжировке, в размещении партий баса, выбора аккордов и т.д.и т. п.
Вдыхайте в музыку душу живыми инструментами
Правило одиннадцатое – «Вдыхайте душу живыми инструментами». Живые инструменты помогают не столько Вам,
сколько слушателю жить. Жалейте слушателя, хотя бы иногда играя самолично. Если не умеем достойно извлекать звуки самолично, то можно пригласить оставшихся живых музокентавров, естественно, хорошо заплатив им предварительно (дабы живой генофонд сохранить).
Правило двенадцатое, тринадцатое, четырнадцатое….дцатое --- «Дерзайте и не бросайте ни при каких обстоятельствах, всегда совершенствуйтесь, и если выживете, то чего-нибудь обязательно добьетесь».
Такова жизнь! Конечно, существует еще огромное количество знаний по аранжировке, по композиторскому мастерству, по сведению и мастерингу, наконец по живой игре, и я думаю со временем вы еще многое узнаете, посещая наш сайт!
Желаю всем больших творческих успехов!
автор: Iles